Житие Преподобного Никандра

Детство в родном селе

Родился преподобный Никандр, Псковский пустынножитель и чудотворец в 1507 году в селе Виделебье на Псковщине. Возрастал юный отрок, получивший в святом крещении имя Никон, в семье благочестивых поселян Филиппа и Анастасии. Рос он скромным и богобоязненным, с юных лет питал великую любовь к храму Божиему, часто посещая сельскую церковь в честь святителя Николая, которая сохранилась до наших дней.

В эту церковь любил приходить юный Никон для слушания Слова Божия и молитвы, здесь узнал он о монашеских подвигах своего односельчанина – основателя Спасо-Елеазаровского монастыря и подвижника, положившего начало Псковскому пустынножительству – преподобного Евфросина. Старший брат Никона Арсений принял монашество в раннем возрасте. И благочестивый юноша тоже всем сердцем стремился к тихому иноческому житию.

Когда скончался отец Никона, юноша убедил свою благочестивую мать Анастасию оставить тревоги сей суетной жизни, раздать имущество бедным, часть его пожертвовать в церковь, а самой принять монашеский постриг.

Сам же он, лишенный имущества и не обремененный домашними заботами, отправился в паломничество по монастырям Псковщины, знакомясь с иноческой жизнью и готовясь всецело посвятить себя служению Богу.

Во Пскове Никон поступил в услужение к торговому человеку Филиппу, который отдал его в обучение грамоте и церковной премудрости, исполнив тем самым заветное желание благочестивого отрока.

Никон, несмотря на хорошее отношение к нему хозяина, претерпевал различные скорби от злых людей. Но самое главное – он стремился к монашеским подвигам. Пойти в монастырь ему не позволяла полная нищета, поскольку для поступления в обитель требовалось внести соответствующий вклад.

Милостивый Господь услышал молитвы раба Своего Никона и открыл ему путь спасения. Однажды юноша узнал о глухих местах между Порховым и Псковом и загорелся желанием подвизаться в пустыне.

Показал ему эти дикие болотистые и безлюдные места благочестивый человек по имени Феодор, который не только привел Никона в пустыню, но и остался здесь с ним для трудов поста и молитвы. Подвижники построили себе келью в глухом лесу неподалеку от протекавшей здесь речки Демянки. Так начался подвиг пустынножительства святого преподобного Никандра и было положено начало освящению места, которое станет местом спасения для многих людей.

Обретение воли Божией

Однажды, придя во Псков, Никон горячо молился Богу в церкви о том, чтобы Господь исполнил желание его сердца. Во время этой горячей молитвы Господь возвестил ему: «Добрый покой найдешь в указанном тебе месте». С радостью пошел Никон в свою пустыню, где оставался 12 лет, предаваясь молитвенным подвигам и питаясь лишь травой «ужицей», которая росла возле его келии.

Когда в другой раз случилось ему быть во Пскове, шел он от храма Богоявления в Среднем городе. Здесь встретил его Николай блаженный Псковский и, взяв за руку, стал говорить Никону о ждущих его «страстях пустынных». Это не испугало, но еще больше утвердило Никона в его намерении. Все сказанное слагал он в сердце своем, и все предреченное ему святым Николаем в свое время сбылось…

Постриг в Крыпецком монастыре

Придя из пустыни во Псков, Никон как-то встретил бывшего своего хозяина, Филиппа, у которого он был некогда в услужении. Филипп согласился, видя непреклонное стремление Никона к монашескому житию, внести вклад в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь за него и за Феодора.

Там Никон принял иноческий постриг и наречено было ему имя Никандр. А Феодор был пострижен с именем Феодосий.

В глубоком смирении и послушании игумену и братии проходил монах Никандр искус иноческой жизни. Спустя же некоторое время, вновь удалился в свою пустыню, ища большего уединения для молитвы.

Пустынные подвиги и искушения

Вернувшись в указанную ему Богом пустыню, преподобный Никандр поставил себе хижину, оградил место, укрепил его и создал «вмале церковь». На этом месте он прожил 15 лет в безмолвии, молитве и посте, терпя различные скорби от диких зверей и злых людей.

Однажды пришли к нему разбойники и отобрали у преподобного все иконы, а его самого связали и, повергнув на землю, много били, прожгли ему пазуху, а один из разбойников ударил святого копьем. С терпением и смирением принял монах Никандр страдания, молясь за своих врагов.

Разбойники же, оставив преподобного, ходили по лесу три дня и три ночи, но не могли найти дороги и стали изнемогать от голода. Двое разбойников увидели в произошедшем гнев Божий и склонялись к тому, чтобы вернуться к преподобному и просить у него прощения и молитв. Но двое их сотоварищей стали хулить преподобного Никандра. Вскоре при переправе через речку Демянку они сорвались в воду и утонули. Двое раскаявшихся злодеев вернулись к хижине святого, начали плакать и со слезами просить прощения, возвращая награбленное. Святой вышел к ним с радостью, облобызал их, накормил и отпустил с миром.

Снова в Крыпецах

Окрестные жители, узнав о чудесном вразумлении разбойников, стали приносить святому иконы, хлеб, одежду и прославлять его. Но преподобный более всего боялся славы мирской, которая удаляет от любви Божией, поэтому снова ушел в Крыпецкий монастырь. Здесь братия, видя его высокую жизнь, смирение и послушание, поставили его пономарем, а потом сделали келарем. Хотя это возвышение было и не по сердцу смиренному пустыннику, за святое послушание он начал исполнять свою должность с великим усердием.

Однако, через некоторое время, во избежание всякого неудовольствия со стороны братий, ища уединения для молитвенных трудов, он удаляется из монастыря на некий остров, находящийся в трех километрах от обители. Преподобный построил там себе небольшую келью, в которой прожил три с половиной года, питаясь травами. Здесь по молитвам святого молния разбила на части огромный валун, и из земли забил источник, почитаемый до сих пор как колодец преподобного Никандра.

Вскоре молва о строгом подвижнике стала привлекать сюда много окрестных жителей, просивших молитв и духовного совета. Игумен же и братия Крыпецкого монастыря возроптали на преподобного, что он уменьшает своим духовничеством приношения в монастырь и повелели ему уйти с этого места.

Козни бесовские

С великой скорбью покинул преподобный место молитвенных подвигов в Крыпецах. Получив некое извещение «по прозрению» от Бога, пошел он снова в свою прежнюю пустыню. На пути встретил он много сильных искушений. Так в селе Локоты застала Никандра ночь. Он попросился на ночлег к одному поселянину. Тот с радостью принял гостя и стал угощать его, потому что в доме шел пир. Был понедельник Сырной недели, а по понедельникам святой держал пост, и по этой причине отказался от пищи и пития, что показалось хозяину подозрительным. Он принял Никандра за одного из разбойников, которые накануне разграбили и сожгли дом его соседа. Хозяин и гости стали бить святого палками. По милости Божией на крик сбежались соседи и спасли преподобного от смерти, усовестив нападавших. Утром раскаявшийся хозяин предложил святому хлеб и с честью отпустил его. Никандр с великим беззлобием простил причинивших ему побои и пошел в пустыню, славя Пресвятую Троицу. Утомясь от долгого пути, святой прилег отдохнуть, и вдруг увидел двух волков, стоящих у его возглавия и готовых его растерзать. Никандр перекрестясь и взяв в руки посох, встал, ударил посохом в землю и восклинул: «Отступите от мене вси творящии беззаконие!» Звери тотчас исчезли и преподобный был сохранен благодатию Божией.

Благодатный пустынножитель

В прежней своей пустыне, живя в посте и молитве, много скорбей принял преподобный, претерпевая различные искушения с терпением и благодарением. Пятнадцать лет никто не видел пустынника.

Промыслом Божиим его уединенная келья была обнаружена поселянином Петром Есюковым из села Ладыгино, который, погнавшись за лосем, оторвался от своих товарищей, потерял зверя из виду, и вдруг увидел маленькую хижину, окруженную частоколом. Преподобный Никандр назвал Петра по имени, хотя никогда его не видел, и пригласил в «гостиницу» у дуба. В беседе с гостем преподобный предрек ему, не имевшему детей, рождение сына. Предсказал ему преподобный также возникновение монастыря на месте своих подвигов, о будущем храме Благовещения и о своем отшествии к Богу.

Древнее житие говорит, что преподобный был любим всеми за смирение и прозорливость, что он неустанно утруждал тело свое всенощным стоянием на молитве и множеством поклонов. Когда у него был недостаток пищи, святой питался «былием травным» и травой, называемой в народе «уж». Вкушал подвижник лишь один раз в день, а воду пил через день и то понемногу.

Преподобный Никандр снискал от Бога дар прозорливости. Так, однажды пришел нему для беседы близ живущий христианин по имени Симеон. Преподобный, провидя его скорую смерть, дал Симеону ножницы со словами: «Они тебе пригодятся». Симеон послушался святого и постригся в монашество, после чего вскоре отошел ко Господу.

Много чудес творил святой, исцеляя больных и страждущих. Однажды принесли к его келье человека по имени Назарий со страшной язвой на груди, полтора года лежавшего на одре болезни. Святой сжалился над страдальцем, перекрестил его незаживающую рану и велел отнести больного в «гостиницу у дуба». чтобы тот поспал. Назарий, уже долго не спавший от сильных болей, крепко заснул. А святой встал на ночную молитву.

Наутро больной встал совершенно здоровым, благодаря Бога и Его великого угодника преподобного Никандра. Однако святой по великому смирению не хотел принять похвал и запретил Назарию говорить другим о случившемся с ним, прибавив: «Да не горше ти что будет».

Явление прп. Александра Свирского

Множество нападений, исходивших от бесов, претерпел в пустыни преподобный Никандр, когда они действовали и через злых людей, и через диких зверей. Однажды, когда святой стоял на молитве, к убогой келье подвижника пришел огромный медведь и стал чесаться об угол, так, что келия дрожала. Преподобный выглянул в оконце, перекрестил зверя и дунул на него. Медведь упал, как мертвый, а когда святой вышел из келии, зверь, ползая по земле, стал лизать ему ноги… Часто бесы устраивали огромный шум вокруг келии Никандра, чтобы отвлечь его от молитвы и всячески досаждали ему.

В конце жизни Господь избавил Своего угодника от козней врага. В видении явился ему прп. Александр Свирский, стоя пред келией святого и сказал: «Не убойся, Никандре». И во второй раз снова явился ему прп. Александр в сенях келии с теми же словами. И от того часа, – говорит житие, -был избавлен преподобный от всех сетей вражиих.

Блаженная кончина и погребение

Каждый год святой приходил в Демянский монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых таин, после чего вновь возвращался в свою хижину. За восемь лет до преставления преподобный Никандр принял в этом монастыре великую схиму.

За год до своего преставления подвижник предсказал свою кончину и обстоятельства ее. Порховскому диакону Петру, который приходил к нему для беседы он сказал о том, что три года сильно страдал болезнью ног, от которой только сейчас получил избавление. Петр увидел, что плоть на ногах преподобного отпала и остались одни кости…

Как и предрек святой, он отошел ко Господу тогда, когда «литовские люди» осаждали Псков и Порхов. Произошло это 24 сентября(7 октября) 1581 года. Тело святого обрел некто Иван Долгий из Боровичей, но не поргеб его, а только прикрыл ветками и землей, придя с вестью о кончине святого в Порхов. Здесь граждане порховские, хотя вначале и опасались вреда со стороны поляков, осаждавших Псков и Порхов, но, увещаемые диаконом Петром, пошли в пустынь с освященным собором и с честью погребли тело святого возле его кельи под дубом в день Покрова Пресвятой Богородицы. Диакон Петр воздвиг вскоре по наказу святого над его могилой церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и перенес в нее икону из погоста Тишанка.

Псковская епархия, Свято-Благовещенская Никандрова пустынь, 2012-17